Религия и наука
— два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала
известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем
недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает всё более
сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. Религия и
наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно
оказывалась в положении победителя. Однако возникновение новых религий,
оснащённых благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической
деятельности, сделало соотношение сил неясным, поэтому сегодня приходится снова
обращаться к выяснению причин и истории той войны, которую традиционная
религия вела против науки.
С помощью
наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты
законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее.
Помимо
теоретического аспекта имеется ещё и основанная на науке техника, создающая
удовольствия и удобства, которые были невозможны или слишком дорого стоили в
донаучную эпоху. Именно техника придаёт науке большую значимость, даже в
глазах далёких от неё людей.
С социальной точки зрения религия
представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих
исторических религий присутствуют три элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) кодекс
личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с
течением времени и была разной у различных народов. <...> Тем не менее,
все три элемента — пусть в неодинаковых пропорциях — существенны для религии
как социального феномена. Религия вступает в конфликт с наукой именно по той
причине, что имеет социальное значение. Личная религия, не делающая
утверждений, которые наука могла бы опровергнуть, спокойно существует и в
научную эпоху.
Источником
конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако
острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и
моральным кодексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви; кроме того,
всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, поскольку моральный долг
выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские
власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных.
(Б. Рассел)
С1.
Составьте план текста
С2. Как автор
характеризует современный этап конфликта между религией и наукой? Какие
возможности, придающие науке большую значимость, открывают обществу
теоретический и практический аспекты науки?
С3. Чем объясняется
важность религии и науки в жизни общества? Используя текст и знания обществоведческого
курса, приведите три объяснения.
С4. Назовите три
«великие исторические религии». Используя знания обществоведческого курса и
личный социальный опыт, приведите три положения «кодекса личной морали» любой
из названных вами религий (сначала назовите религию, а затем приведите соответствующие
положения).
С5. Согласны ли
вы с мыслью автора о том, что «не только церковные, но и светские власти имеют
основания опасаться революционных взглядов учёных»? Используя содержание
текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три
аргумента в обоснование своего мнения.