Старообря́дчество,староверие, древлеправосла́вие —
совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной
традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём
Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация
богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с
Церковью Константинопольской.
Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской Церкви.
Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905 в Российской империи официально
именовались «раскольниками». В XX веке позиция Московской патриархии (РПЦ) по
старообрядческому вопросу значительно смягчилась, что привело к определению
Поместного Собора 1971 года, постановившему, в частности, «утвердить постановление
Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв
Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года,
наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных
христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие». Таким образом, Поместный Собор
засвидетельствовал старые русские обряды как спасительные, порицательные
выражения о старых обрядах были отвергнуты, а клятвенные запреты Соборов 1656 и
1667 годов отменены, «яко не бывшие».
Снятие «клятв», однако, не привело к восстановлению
молитвенного (евхаристического) общения старообрядцев с канонически признанными
поместными Православными Церквами. Старообрядцы, как и прежде, считают лишь
себя в полной мере православными христианами, квалифицируя РПЦ Московской
Патриархии как инославную. Поповцы полагают новообрядцев еретиками «второго
чина» (для приёма в молитвенное общение от которых достаточно миропомазания,
причём такой приём осуществляется, как правило, с сохранением духовного сана
переходящего в старообрядчество лица); большинство беспоповцев (кроме
часовенных и некоторых нетовцев) полагают новообрядцев еретиками «первого чина»,
для приёма которых в молитвенное общение обращающийся в старообрядчество должен
быть крещён.
Исходя из своих воззрений на церковную историю, беспоповцы
различают понятия «древлеправославного христианства» вообще (правой веры, по их
мнению, идущей от Христа и апостолов) и старообрядчества в частности (оппозиции
реформам Никона, возникшей в середине XVII века).
Для большинства современников понятие «старовер»
ассоциируется с чем-то очень древним, дремучим, оставшемся далеко в прошлом.
Самые известные нам староверы – это семейство Лыковых,
которые в начале прошлого века ушли жить в глухие сибирские леса. О них
несколько лет назад рассказывал в серии очерков «Таежный тупик» на страницах
«Комсомольской правды» Василий Песков.
Подготовила:
Бурмистрова Дарья 8
"А",
Учитель Статьина В.В.