Прочитайте
текст и выполните задания С1 — С4.
«Научное
знание — это сложная система с разветвленной иерархией структурных уровней.
Традиционно вычленяют три уровня в структуре научного знания: локальное
знание, которое в любой научной области соотносится с теорией; знания,
составляющие целую научную область; знания, представляющие всю науку.
В
структуре локальной области знания можно выделить уровень эмпирических знаний
и уровень теоретических знаний. Знания, полученные на эмпирическом уровне,
являются результатом непосредственного контакта с живой реальностью в
наблюдении и эксперименте. Здесь вырабатываются знания об определенных событиях,
выявляются свойства объектов или процессов, фиксируются отношения и
устанавливаются эмпирические закономерности. Эмпирический уровень тесно связан
с теоретическим уровнем. <...> Для полной характеристики локальной
области знаний необходимо выделять еще один уровень — уровень философских
предпосылок, который содержит общие представления о действительности и процессе
познания, выраженные в системе философских понятий.
Совокупность
философских представлений пронизывает и эмпирический, и теоретический уровни
научного знания. Особенность обособленности данных уровней заключается в том,
что несмотря на теоретическую нагруженность, эмпирический уровень является
более устойчивым, чем теория <...>. Данный момент очень важен для
понимания закономерностей развития науки, которые трудно представить без
выяснения отношений в области научного знания на анализируемых уровнях» (Стеклова И. В. Взаимосвязь
и обособленность типов знаний в науке и
философии // Социально-гуманитарные знания. 2003. №2. ).
С1. На
основании текста укажите, какие уровни выделяются в структуре научного знания.
Как автор характеризует научное знание.
С2.
Какова, по мнению автора, структура локальной области знаний? Какой уровень
пронизывает другие уровни знаний? Из каких элементов он состоит?
СЗ.
Автор раскрывает сущность эмпирического уровня познания, указывая на его
тесную связь с теоретическим уровнем. Используя знания обществоведческого
курса, охарактеризуйте теоретический уровень познания (его сущность, формы,
методы).
С4.
Автор утверждает, что эмпирический уровень научного знания является более
устойчивым, чем теория. Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите
доказательства данного суждения.
С5.
Перечислите основные функции политической культуры.
Сб.
Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем
современного мира.
С7.
Познакомьтесь с высказыванием ученого-экономиста В. Леонтьева. «Систему
свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером,
способным решать свои собственные проблемы автоматически. Но каждый, кто имел
дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут действовать
без присмотра». Назовите тип экономической системы, о которой говорит В.
Леонтьев. Перечислите две экономические проблемы, которые эта система способна
решать самостоятельно, и две экономические проблемы, которые требуют вмешательства
государства.