Защита Отечества всегда считалась высшей обязанностью и священным долгом человека. Во все времена для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны.
О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?..
В.А.Жуковский
«Быть человеком - значит быть патриотом», - так ставили вопрос лучшие люди Земли в прошлом и настоящем. Ещё в древних летописях сказано: «Лучше на родной земле костьми лечь, чем на чужбине в почёте быть».
Народный идеал защитника Родины - это не только храбрый и мужественный воин, способный насмерть сразиться с неприятелем, но и милосердный, великодушный, готовый к состраданию и прощению человек. Воплощением такого идеала стал образ легендарного защитника и заступника Отечества - Георгия Победоносца. С ним связывали непреходящую народную мудрость-завет: «С родной земли умри - не сходи».
Что знаем мы об этом доблестном воине, вдохновившем многих художников на создание замечательных произведений искусства? В чём заключена непреходящая сила этого образа, не утратившего значения до наших дней?
Георгий Победоносец происходил из знатного рода в Малой Азии, входившей в состав Римской империи. Он был отважен и храбр в битвах, поэтому ему было присвоено почётное звание старшего военачальника, который сопровождал императора в военных походах. В конце III - начале IV веков продолжались гонения на христиан. Георгий, тайно веривший в Иисуса, решил доказать своим личным примером истинность и неистребимость христианской веры. Мужественный юноша раздал бедным всё своё имущество, подарил свободу принадлежащим ему рабам и открыто объявил о своей приверженности к Христу.
Разгневанный римский император отправил некогда любимого военачальника в темницу и повелел забить его ноги в колодки, а грудь при-
давить тяжёлым камнем. Но и на следующий день непокорный Георгий не раскаялся и остался твёрд духом. С достоинством он ответил императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобой». Изощрённые страшные пытки ждали его впереди. Его привязывали к колесу с подставленными под него досками с железными остриями, вонзающимися в тело при вращении. Его бросали в ров и засыпали негашенной известью, обували в железные сапоги с раскалёнными гвоздями и с побоями гнали по улицам, травили зельем... А он самым чудесным образом исцелялся и представал перед императором целым и невредимым.
Мужественно и спокойно принял он казнь, положив свою голову под меч палача. Это случилось 6 мая 303 года. С тех пор этот день отмечается как день памяти святого великомученика Георгия.
Культ святого Георгия быстро распространился по земле, в его честь возводили храмы, составили житие, повествующее о его славной жизни и совершённых чудесах. В произведениях искусства первоначально он
изображался с крестом в руках (знаком мученичества), но постепенно он превратился в победоносного воина, помогающего в сражениях Всё чаще его стали изображать в воинских доспехах, с копьём и щитом, стоящим или скачущим на боевом коне или поражающим дракона.
Скульптурное изображение святого Георгия, выполненное ита льянским мастером Донателло (1386?-1466), принесло автору настоящую славу. Жителям его родного города Флоренции был дорог легендарный образ воина - победителя дракона. С ним они связывали свои надежды на защиту города от завоевателей.
Храбрый и мужественный воин, облачённый в рыцарские доспехи, пристально всматривается вдаль. Он обдумывает все обстоятельства
предстоящего сражения. Его фигура полна скрытой энергии и сиды. Он как будто следит за приближающимся врагом, оценивая его силу. Руки спокойно лежат на щите, а напряжённый взгляд бросает гордый вызов будущему противнику. Он твёрдо и уверенно стоит на земле — отсюда он не
отступит ни на шаг.
Не менее известна картина «Святой Георгий, поражающий дракона» (1502 г.), выполненная начинающим художником Раыаэлем. В течение двух месяцев писал он эту изумительную по красоте и изяществу картину, предназначенную в качестве подарка английскому королю Генриху III.
Скачущий на белом коне всадник смело пронзает копьём страшное чудовище. Отчаянно пришпоривает он своего коня, поднявшегося на дыбы и
и с ужасом отворачивающегося от дракона. Доблестный воин решителен и отважен, его красивое лицо зарделось, а надетый поверх брони плащ развевается от ветра. Чудовище ещё оказывает сопротивление, но видно, что его последние минуты сочтены. Из открытой пасти раздаётся предсмертное рычание, хвост стянут в судорожном движении. На дальнем плане картины - прекрасная царица, которая непременно будет освобождена из плена этого страшного чудовища.
«Чудо Георгия о змие» - одна из любимых тем в древнерусском искусстве. Изумительная по красоте икона «Святого Георгия» (XII в.) хранится в Успенском соборе Московского Кремля. Это одно из очень ранних изображений святого. Его фигуру прикрывает таинственно мерцающая золотом кольчуга. В правой руке он крепко сжимает копьё, а левой опирается на рукоять меча. Через плечо перекинут алый плащ - символ мученической смерти. Перед нами юноша с красивыми и выразительными чертами лица. Прекрасны его огромные глаза, исполненные сосредоточенности, плотно сжаты губы, кудрявые волосы пышной шапкой окружают его
благородный лик.
Не менее известно другое произведение, запечатлевшее образ святого воина, - «Чудо Георгия о змие» ( XV в., ГТГ, Москва). В центральной части иконы парит на белом коне всадник. Лёгок его конь, выразительна и гибка фигура воина в золотой кольчуге и красиво развевающемся алом плаще. Георгий полуобернулся назад, но его огромные глаза смотрят неподвижно, почти в упор на извивающееся на земле чудовище. Решительно вонзает он копьё в пасть змея... Как огненное пламя, трепещет алое знамя за его спиной.
Святой Георгий стал идеальным образом воина - защитника Родины. На Руси облик всадника стал чеканиться на монетах московских князей (монеты выдавались особо отличившимся воинам), а затем стал изображаться на гербе города Москвы. В народе святого называли Егорием Храбрым - устроителем Земли Русской.
|